Оренбургская область, город Бузулук, улица М.Горького, 59,
телефон 8 (35342) 2-57-20 E-mail: spo34@obraz-orenburg.ru





ССЫЛКИ



Юбилею колледжа посвящается!

 

 

Наедине со всеми – Дорошенко Павел Григорьевич

     

 

      Дорошенко Павел Григорьевич (1925 г.р.) в 1944 году окончил Ленинградское ордена    В. И. Ленина Краснознаменное артиллерийское училище, заочно окончил в 1946–1954гг. физико-математический факультет учительского, а затем педагогического института в г. Оренбурге. 22года проработал в Илекском районе в должности завуча средней школы, 2 года — директором школы им. Сталина. В 1967–1985 гг.— директор Бузулукского педагогического училища. В 1985–1990 гг.— преподаватель математики в педучилище. Делегат Всероссийского съезда педагогического общества РСФСР (1972 г.), делегат Всесоюзного съезда учителей, в 1969 г.— депутат Бузулукского горсовета народных депутатов, постоянный председатель депутатской комиссии по делам молодежи. С 1970 года — член Бузулукского горкома КПСС. В течение 8-ми лет — руководитель кустового методического объединения директоров техникумов.
____Отмечен наградами: орденом Отечественной войны второй степени, орденом «Знак Почета». Медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», Жукова, «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», юбилейными медалями к годовщинам Дня Победы. Почетные звания: «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР»; восемь почетных грамот Оренбургского обкома КПСС и областного Совета депутатов трудящихся, почетная грамота Министерства народного образования и республиканского комитета профсоюзов РСФСР, почетная грамота Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюзов работников просвещения.
        Звание «Почетный гражданин г. Бузулука» было присвоено в 2009 году.

 

     -Павел Григорьевич, расскажите об основных вехах Вашей биографии.

    -Мои предки, выходцы из Украины, в 1911 году приехали в Казахстан. Взяли то, что можно было взять с собой и на бричках двинулись на абсолютно пустую землю, где не было ни домиков, ни вагончиков, ничего. До осени успели сделать для себя, для скота, для техники землянки. Весной стали поднимать целину на быках. Все, и крестьяне, и пахари, и мужики, и земледельцы, начали осваивать эту землю, поднимать и засеивать. Вот так укоренились переселенцы в глубине Казахстана. Дед привез с собой всю семью,  жену и шестерых детей. На сегодняшний день сохранился его паспорт. Видимо, он оставил мне его на память как самому младшему.

Я родился в 1925 году. У меня была страсть к чтению. Мать приучала меня к чтению по библии, потому что других книг не было в крестьянской семье. Но потом отец привез одну книгу из Соль-Илецка, с которой я потом не расставался даже ночью. Семья делала все своими руками. Даже бабушка ткала на станке полотно своими руками. И из этого полотна мальчишкам шили штанишки. Мы все лето ходили в этих штанишках без головных уборов, без маечек. Вот такая была жизнь.

Когда началась в стране коллективизация, организовали совхоз. Украинцы решили оттуда уезжать, дома побросали, уехали в Соль-Илецк. Там я впервые увидел паровоз и автомашину. Отец рассказывал мне про паровоз раньше, но я не верил, что паровоз движется сам  и его не тянут ни лошади, ни быки. А тут увидел, испугался и убежал. Потом мы уехали в Башкирию, там пожили год, после чего приехали в Оренбургскую область, село Илек. Там также ничего нет. Отец организовал колхоз. Я сидел дома с маленькими сестренками, потому что взрослые были на работе. Был страшный голод, и грудную, совсем маленькую сестренку я мог кормить только тепленькой водичкой. Такой был трудный период.

В 1932 году я поступил в школу. Язык был у нас смешанный, чистого русского языка я, украинец, не знал, как и другие ребята в классе. И учительнице было очень трудно нас научить чистому русскому языку, но она выбрала правильную методику. И учила нас языку по литературе, по книгам. Мы учили наизусть стихотворения Пушкина, Некрасова и другие на чистом русском языке. И мы освоили этот язык благодаря литературе. Учился  хорошо.  Отец работал в колхозе, брат закончил в Бузулуке курсы комбайнеров, работал, ушел в армию, мать умерла в 1934 году, а в 1933 году был большой голод, умерла и сестренка, и братишка. Остался я и еще один брат. Мне было  9 лет, тогда я понял, что нужно жить самостоятельно, надо крепиться, отцу было некогда, брат в армии, а я один дома. Меня выручила школа, дружба, пионерия, комсомол.

В 1941 году началась война, меня призвали в армию.

    -С какими воспоминаниями для Вас связана эта дата?

     -Впечатления боя. Расчеты, разведка, планирование боя, гул залпов. Однажды я случайно чуть не был убит своим товарищем во время отдыха в подвале польского дома. Мы с командиром дремали, сидя голова к голове. Один наш солдат чистит свое оружие, а магазин с патронами не снят. Другие ребята в подвале искали припасы продуктовые, нашли соленые огурцы и, зная, что я люблю соленые огурцы, позвали меня их есть. Только я поднялся, погремел выстрел, и пуля попала прямо в то место, где была моя голова, рядом с головой командира. Вот такой был случай. Ранение запомнилось на всю жизнь. Все мои товарищи успели лечь в кювет, а я не успел. Пуля раздробила левую ногу. Мы из кювета попрыгали в реку, которая рядом была. Ребята не заметили сначала, что ранили меня. 11 февраля – вода холодная, течение быстрое. Потерял шапку, шинель сбросил, старался удержать только пистолет. Глаза помутились – и пистолет потерял. Товарищи заметили, что из ноги моей хлыщет кровь. Подняли на руки, понесли. Принесли в польский домик ,растерялись, не знают, что делать, ведь не медики. Я сам руководил всем процессом. Командую: «Режьте сапоги, брюки.» Они режут. Смотрю, потолок рейками обшит, говорю ребятам, чтобы снимали эти рейки вместо шин, в шкафу нашли простыни. Кое-как замотали ногу простынею, наложили шину в виде рейки. И они меня почти километр несли на плащ-палатке до батареи. Там уже сделали настоящую перевязку. А уже потом меня и еще двух раненых отправили на бричках в госпиталь. Вот так закончилась для меня война

Шесть месяцев был в госпитале, мне спасали ногу. Врачи боролись, два раза оперировали, два раза чистили, и всё-таки спасли ногу, дав мне нормальную жизнь, чтобы я мог ходить, танцевать (нужно же было на танцы ходить, чтобы жену найти). Победу встретил на больничной койке. Тоже был памятный день, когда по коридору бежал мой товарищ, стуча в каждую дверь кричал: «Победа! Победа!». В городе уже стрельба, шум. Мы поднялись с кроватей, начали отмечать победу.

Когда я приехал домой, ногу нужно было укреплять, и я катался на велосипеде. Вернувшись с фронта,  остался один. И отец, и брат, и сводный брат не вернулись с войны. Как жить? Ничего нет. Пошел навестить свою школу. Мне предложили работу руководителем военной подготовки. Я согласился. Впоследствии я стал завучем, а потом уже директором Илекской школы. В 1954 году я заочно окончил Оренбургский институт, физико-математический факультет. Закрутилась жизнь, женился, пошли детки. 1967 год – мой последний год работы в школе, в этом же году стал директором Бузулукского  педагогического училища.

    -Всю жизнь Вы проработали учителем, а кем мечтали стать в детстве? И думали ли Вы, что когда-нибудь станете директором педучилища?

    -Никогда не мог даже подумать. В детстве ни о чем не мечтал, слишком трудной была жизнь. На фронте, тоже не думал даже, что когда-нибудь буду учителем, а тем более директором. А когда был ранен и лежал в госпитале, тогда я уже думал, куда мне определяться. Окончил школу,  хотел быть геологом-разведчиком, но началась война. И вот в госпитале я подумал, что приду после войны в свою школу и стану учителем.

Я был делегатом от Оренбургской области Всесоюзного съезда учителей в Москве.

     -Что, по-вашему, главное в работе директора, руководителя педагогического коллектива?

    -Когда  стал директором школы,  сел один в своем кабинете и стал думать, что улучшать в щколе. Понял, что нужно хорошо отладить внеклассную работу. И я наладил эту работу. А сюда приехал – тем более. Тоже стал работать над внеклассной деятельностью. Возможностей здесь больше, чем в школе. Преподавателей музыки было 30 человек, преподавателей физкультуры 6-7 человек, преподавателей изодеятельности 7 человек. И было более 60 кружков на базе училища, чтобы каждый мог найти занятие по себе. Потом я описал этот опыт в книге «Система воспитательной работы Бузулукского педагогического училища». Каждый год были огромные выставки. Организовывались выездные поездки по городам-героям, походы на природу, различные массовые мероприятия. Много занимались общественной работой. Многое делал комсомол, организовал факультет общественных профессий, где можно было получить удостоверения дополнительных специальностей таких, так руководитель кружка, политинформатор, киномеханик и т.д. В группах создавались комиссии: комитет ВЛКСМ, ученический профком. Наши выпускники очень ценились в школах.

     -Наш колледж становится краше, меняется, обустраивается, меняются и студенты из года в год. Скажите, что, на ваш взгляд, остается неизменным?

    -Многое продолжается, остается неизменным. Это подготовка учащихся и к учебной работе, и к внеклассной работе в школе.  Но кадров стало меньше и учащихся меньше. Раньше до 9 вечера во всех окнах был свет. Нам не хватало помещения, мы работали по трем расписаниям. Меня включили в нештатную комиссию России по внеклассной воспитательной работе, я был на семинарах в различных городах. Наше училище всегда славилось своим уровнем воспитательной работы, и это высоко отмечалось любой комиссией.

    -Ваши пожелания нынешним студентам колледжа.

    -Трудный вопрос. Сейчас тоже хорошие студенты. Мне остается только пожелать то, о чем я уже говорил, чтобы студенты были развиты всесторонне, любили детей и также всесторонне развивали их, чтобы были готовы к любой работе. И всего вам доброго!

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Беседу провела студентка

3 курса группы А

Специальности 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Рожкова Анастасия.

 

 

 

Наедине со всеми – Сорокина Елена Николаевна

Сегодня мы в гостях у Заслуженного учителя Российской Федерации Елены Николаевны Сорокиной, 

Елена Николаевна - выпускница педагогического училища 1967 года. Работала  секретарём комсомольской организации училища,  преподавателем истории, заведующей школьным отделением, с 1992г. по 2006г. - директором педагогического колледжа.

 

 

-Елена Николаевна, расскажите о своей малой Родине и семье.

-Родилась я в селе Перевозинка (хоть и в документах записано село Новоалександровка) в семье колхозника, в которой было трое детей: брат, сестра и я. Семья незажиточная, с большими трудностями, но уверенная в том, что завтра будет лучше.

-Расскажите о своем детстве. Какие воспоминания из детства Вы пронесли через всю свою жизнь?

-Через  всю жизнь я пронесла воспоминания о самом периоде жизни – детстве. Это пора беззаботной, счастливой, веселой жизни, когда вокруг тебя много друзей, когда жили все вместе. Улица – это вторая семья. Школа располагалась от нас очень далеко, и мы ходили в школу  всей детворой. Настолько сдружились, что стали по-настоящему родными. Что касается физического труда и обязанностей, то, конечно, приходилось непросто. Необходимо было очень много успевать. Родители не спрашивали, успел ли ты сделать уроки или нет, а просто говорили, что нужно накормить, подоить корову, убраться во дворе и так далее. Как говорится, как поработаешь, так и поешь. Летом мы работали на лугах, все, что росло, мы собирали, съедали, ловили рыбу. Это все связано с детством. Оно было и веселое, и одновременно – трудовое. Еще я навсегда сохранила  воспоминание о прохладной речке. Каждый вечер ходили купаться. Наработаешься – и в речку. Накупаешься, все речке отдашь, она тебя успокоит, и ты идешь домой счастливый и радостный. А вечером еще ходили на танцы, домой возвращались  и не боялись ходить по улицам поздно вечером, все было спокойно.

-Кем Вы мечтали стать в детстве? Почему вы стали учителем? Что повлияло на выбор профессии?

-В раннем детстве я мечтала стать медицинским работником. А все-таки на мой окончательный выбор профессии повлияли мои учителя в школе. Я рано осознала нужность этой профессии. Уважение к труду учителя воспитывалось и в семье. Мы никогда не могли ничего сказать плохого об  учителе. Если такое случалось, это сразу же пресекалось родителями. Очень хотелось быть похожей на тех учителей, которые были для меня примером.  Мария Михайловна – моя первая учительница.

-Каждый сохраняет в своей памяти образ идеального учителя.   Какой образ для вас был показательным?

Учитель-труженик. Вечный пахарь. Очень большая отдача от детей и их родителей. Конечно, учитель – это личность творческая, человек, который любит детей и любит свою профессию, ведь в нашей профессии нельзя работать просто за деньги, нужно служить народному образованию, а служить – это значит не знать начала и конца рабочего дня, ведь мысли о детях, о студентах всегда с тобой. Примером для меня в работе были преподаватели педучилища: Никитина Лилия Васильевна, Щукова Ольга Николаевна, Порохова Мария Григорьевна, Дорошенко Павел Григорьевич, Шляпникова Валентина Михайловна – здесь целая плеяда людей талантливых, тех, кто учил. Кто помогал, кто служил примером, и таких людей много. Выросла я в педагогическом училище, 4 года училась и 44 года работала. Коллектив меня вырастил и воспитал. А мне нужно было следовать традициям этого коллектива, сохранять их и выполнять.

-Как так получилось, что вся Ваша судьба связана с училищем?

-Говорят, что человеку нужно все спланировать, чтобы добиться желаемого успеха. Разве я когда-нибудь знала или думала, что я могу работать в этом учебном заведении? Это для меня было святое место. Когда  собиралась поступать, я боялась себе даже признаться в этой мысли, что я хочу поступить именно сюда. Мне даже казалось, что я не совсем достойна этого. Поступила, поучилась, работать осталась. И, несмотря на то, что я занимала руководящие должности, я никогда не бросала непосредственно педагогическую работу, потому что это отдушина для любого педагога. Никакая теория не заменит непосредственного общения с обучающимися.

-Сейчас, говоря о воспитании современной молодежи, часто вспоминают комсомол, его достоинства и недостатки. Вы были секретарем комсомольской организации педагогического училища. Как спустя много лет Вы можете оценить работу комсомола?

-29 октября как раз празднуем день рождения комсомола. Я горжусь, что мне так повезло, что я работала секретарем комсомольской организации. И я очень счастлива, что мне не пришлось видеть того негатива, который освещался в средствах массовой информации, организацию сравнивали с каким-то монстром того времени. Но я, например, видела в комсомоле ту организацию, которая помогала жить в очень сложных условиях. «Один за всех  и все за одного». Я очень рано лишилась родителей, и для меня именно эта организация восполняла такие потери. Забота, насыщенность в работе, взаимопомощь – это было очень важно. Учили общаться, учили руководить, управлять. Это, действительно, была школа воспитания. Формировались нравственные устои. Я с теплотой вспоминаю конкурс на лучшую группу, организованный в педагогическом училище. Группа, которая занимала первое место, награждалась поездкой в какой-либо город. Большую часть средств на путевки выделяла комсомольская организация. А средства зарабатывали вместе на колхозных полях. За работу нам выделяли бесплатный картофель. На улице Октябрьской у нас было хранилище. И мы пекли самые дешевые пирожки в городе. У нас не было отбоя от посторонних покупателей, которые бежали к нам за нашими вкусными дешевыми пирожками. Я очень ценю это время.

-Вы долгое время были руководителем педагогического училища. Что, по Вашему мнению, главное в управлении педагогическим коллективом?

-Главное в работе - это ответственность за то, что ты делаешь, и любовь к людям и в целом к народу. Обучение – это и учеба, и воспитание. Воспитание зависит целиком от учителя, от тех качеств, которые есть в нем самом и которые он развивает в учениках. В коллективе важен подбор кадров, людей одаренных. Говорят же, есть много профессий, но три профессии – лечить, учить и судить – это от Бога, не каждому это дано. У нас в коллективе были именно такие люди. Коллектив формировался из лучших работников района и города. Все строилось на взаимопонимании и уважении личности, трудолюбии и ответственности. Формировать личность может только личность.

-Каким же в Вашей памяти остался педагогический коллектив того времени?

-О нашем коллективе говорили всегда, что это лучший коллектив. И я не побоюсь сказать этого слова. Так говорили, глядя на профессиональные и личностные качества каждого человека в коллективе. Это люди ответственные, целеустремленные и творческие. Меня всегда поражала особенность быстро сплачиваться и решать важные дела. Не только преподаватели, но и работники в училище подбирались также самые лучшие.

 – Что бы Вы могли пожелать нынешним студентам педагогического колледжа?

-Колледжу в преддверие юбилея я бы хотела пожелать процветания и благополучия, а всем членам коллектива – огромного здоровья. Коллектив – это и выпускники, и студенты, и ветераны, и те, кто работают в колледже. Всем крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Беседовала студентка 3 курса группы «А» специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах  Рожкова Анастасия