Оренбургская область, город Бузулук, улица М.Горького, 59,
телефон 8 (35342) 2-57-20 E-mail: spo34@obraz-orenburg.ru





ССЫЛКИ



Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, происходящие в образовательной организации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании».

В  различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью N1, что семья и есть наша новая национальная идея.

Социологическое исследование «Символы успеха и комфорта», проведенное, среди молодых людей в возрасте от 15 до 21 года, показало, что у 62 % респондентов понятие «успешный человек» ассоциируется  с «Большой и крепкой семьей, спокойной жизнью и стабильностью». 

Анализ литературных источников по вопросу взаимодействия образовательных организаций и семьи показал, что концептуальные подходы к данной проблеме строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, в то же время  признаются сильные стороны не только семьи, но и образовательного учреждения.

Пилотажный анализ  проблем семьи, ее социокультурной роли показывает, что данный институт выступает важнейшей социальной ценностью, предоставляя условия для развития  подрастающего поколения, для подготовки их  к самостоятельной жизни и профессиональной ориентации.

Но, современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, нуклеаризация  семей, рост числа разводов и неполных семей, наблюдается рост числа одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи.  Усугубляется межгенерационное отчуждение, а генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей.

Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», в результате наступает — культурное отчуждение. Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в «молодёжной» музыке. Возникают новые нетипичные проблемы воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

Государство рассчитывает на внутренний потенциал семьи, но семья не всегда в состоянии сама выполнять эту задачу. Поэтому сегодня педагогу приходится осуществлять взаимодействие с семьей в новых, принципиально изменившихся условиях.

 Педагогическое взаимодействие – это специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательной организации и родителей студентов, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия.

Целью взаимодействия  колледжа и семьи является интеграция родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению студента в образовательном процессе. Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач взаимодействия:

1) Выработка системы мероприятий по созданию условий для взаимодействия образовательного учреждения и семьи;

2) Разработка механизма, позволяющего выстраивать отношения с родителями воспитанников, и активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах взаимодействия;

3) Формирование иерархической структуры контроля качества взаимодействия образовательной организации и семьи и определение критерия результативности взаимодействия;

4)  Партнерское общение на основе признания и принятия ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо учитывать основные направления и формы взаимодействия образовательной организации с семьей.

 Основные направления и формы взаимодействия образовательной организации с семьей

Таблица 1.

№ п/п

Направления

Формы взаимодействия

1.

Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

Родительское собрание.

Родительский лекторий, обмен опытом, родительские тренинги, конференции, круглые столы, дискуссии.

Открытые уроки и групповые мероприятия.

Индивидуальные консультации, беседы и т.д.

Онлайн – общение, дистанционное взаимодействие.

2.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Участие в родительском собрании.

Помощь в укреплении материально-технической базы.

Посещение семей.  

Оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов.

Фотомонтажи и выставки работ студентов.

Подготовка и участие в проведении внеклассной и  внеурочной деятельности, руководство кружками и т.д.

3.

Участие родителей в управлении образовательным учреждением.

Попечительский совет, совет колледжа

Родительский комитет группы или ОО и т.д.

Совет по профилактике правонарушений.

1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей. Чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей необходимо разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом их подготовленности.

В данном контексте обратимся к некоторым вопросам анкеты, проведенной среди родителей педагогического колледжа. В анкетировании принимали участие родители 84 студентов. Им были предложены следующие вопросы: Как вы относитесь к родительскому просвещению? Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров? Какие формы работы колледжа с родителями Вы считаете наиболее эффективными?

Ответы родителей на вопросы подтверждают интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний. Но, в то, же время, анализ анкет показал и наличие родителей, которые не готовы к сотрудничеству с колледжем или уровень участия их в учебно-воспитательном процессе колледжа очень  низкий. Это можно объяснить низким культурным и педагогическим уровнем родителей, нестабильностью экономического состояния, высоким уровнем занятости, усталостью,  средой, где проживает семья, внутрисемейными проблемами, отдаленностью проживания. По мнению ученых, неучастие в процессе, может стать причиной проявления у студентов духовно-поведенческого расстройства, дисциплинарных проблем, академической задолженности,  нежелания учиться, безответственностью и недоверчивостью.

В практике образовательной организации рекомендуется использовать массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. По данным проведенного анкетирования большинство родителей первокурсников и четверокурсников отдают предпочтение  индивидуальным консультациям. У первокурсников – это вопросы адаптации, требований к студенту, у родителей 4 курса – вопрос перспективы дальнейшей профессиональной деятельности, получения высшего образования или трудоустройства. Родители 2 и 3 курсов считают, что достаточно той информации, которую они получают на групповых родительских собраниях.

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Сейчас в педагогике активно обращаются к таким понятиям как со - творчество, со - мыслие, со – переживание, содействие. При этом процесс такой деятельности и ее особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного организации, спецификой деятельности педагогического коллектива.

3. Участие родителей в управлении образовательной организацией. Привлечение родителей к управлению позволяет реализовать очень важные функции: просветительскую, образовательную, воспитательную, развивающую, исследовательскую, информационную, корректирующую, прогностическую, организационную, координирующую, которые проявляются в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.

В качестве условий формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательной организации, выбора эффективных методов и приемов работы с родителями в настоящее время можно выделить следующие:  

1. постановка целей, направленных на решение общих проблем;

2. повышение качества взаимодействия образовательного учреждения и семьи за счет усиления руководящей роли педагога в этом процессе; владение педагогами современными средствами и методами обучения родителей;

3. обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями обучающихся;

4. централизованное административное управление качеством взаимодействия образовательного учреждения и семьи, заключающееся, прежде всего, в регламентации педагогической деятельности педагогов и родителей, повышении квалификации субъектов и объектов управления этим процессом;

5. единство задач и содержания воспитательной работы образовательного учреждения и семьи, преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей; 

6. планирование преподавателями в календарных планах различных форм общения с родителями;

7. установка постоянного, двустороннего информационного контакта между участниками взаимодействия и руководителями этим процессом;

8. наличие необходимого программного, методического и информационного обеспечения взаимодействия образовательного учреждения и семьи: соответствующие программы, методические пособия и разработки, подбор материалов в помощь преподавателям (памятки, вопросники, лучший опыт семейного воспитания), наличие документации (протоколы собраний, консультации и другое), раскрывающей работу педагогов с родителями. При этом вопросы повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям;

9. формирование положительного отношения к взаимодействию участников; пропаганда целей, задач, содержания и методов семейного воспитания.

Таким образом, в реальной практике взаимодействие образовательной организации и семьи будет успешным, если оно представляет собой четко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, включающую цель и задачи, использование традиционных и нетрадиционных форм и методов общения, анализ результатов диагностики, а также, что является важным аспектом - это учет социального статуса семьи, семейных традиций, культурного образовательного ценза и профессионального уровня  педагогов и их умения варьировать приемами взаимодействия с семьей.

22.11.2017 14:04